четверг, 17 сентября 2009 г.

О дневниках и веб 2.0

Недавнее путешествие по Крыму натолкнуло меня на мысль записывать всякие мелкие события, которые со мной происходят. Ведь обычно запоминается что-то глобальное, а детали ускользают. Следует заметить, тем не менее, что именно детали создают наше настроение и заставляют смотреть на события под определенным углом.

В предпринимаемом мною курсировании между южным и восточным побережьем Крыма некоторое время мне составляла компанию барышня из Екатеринбурга. Меня удивило, что она часто записывает в блокнот маршруты, отправные точки, ключевые моменты, возможно, какие-то знаковые для ситуации фразы. На мой взгляд, это было лишним. Однако впоследствии я вспомнила, что от нас на занятиях по журналистике требовали вести дневник неличных событий. Более того, многие матерые журналисты рассказывали, что в успешной карьере большую роль играют дневники.

В те времена, к которым относятся эти рассказы, получить во второй раз информацию, который однажды была зафиксирована журналистом в блокноте, но не пошла в печать, можно было только из того самого блокнота. Вырезки из газет были уникальны (если только это не очередной отчет о заседании кого-то), их хранили годами. У моего дедушки, хоть он и не журналист, хранятся газеты 50 (и более) летней давности. Сегодня они, вероятно, могут вызвать интерес как неотцифрованные представители информации.
Теперь информация о любых событиях надежно хранится в интернете. Технология веб 2.0. позволила массивам личной информации хлынуть нескончаемым потоком прямо в персональные компьютеры изумленной публики. Сама по себе информация практически утратила ценность. Для того чтобы стать читаемым, вам придется преодолеть множество мелких преград и – в первую очередь – доказать свою уникальность.

Лет 5-6 назад на парах в университете мы бурно обсуждали перспективу вытеснения печатных изданий электронными. Тогда никто и подумать не мог, что настоящую конкуренцию книге и газете составят блоги и социальные сети. Сегодня мы можем начинать бить в колокол о том, что профессиональная журналистика отходит в прошлое. Пишут все. Грамоте обучена значительная часть населения. Люди с удовольствием осваивают основы фото- и видеосъемки, интенсивно делятся своим материалом, комментируют опусы друг друга. Увы, в море количества сложно выловить качество. Пара моих знакомых недавно пришла к выводу, что на приобретение дорогих профессиональных фотокамер следует выдавать разрешение, как и на оружие. На столичных культурных мероприятиях не протолкнуться: на больших животах мужчин и пышных грудях женщин возлегают фотоаппараты с высокими разрешениями, всеми наворотами и объективами размером с телескоп. От вспышек ночью светло как днем. Каждый твой шаг уже выложен в нескольких блогах в интернете и описан глазами очевидцев. Похоже, что пришла пора развенчать миф о «15 минутах славы» от Энди Ворхола. Любой человек может стать популярен хоть на целый день благодаря немыслимой некогда технологии веб 2.0. Тебя могут застукать и заснять в любой момент. Количество интернет-зависимых наверное уже переплюнуло количество наркоманов и грозится заткнуть за пояс курильщиков. Но информационный бум невозможно остановить, как и повальное увлечение психоделиками в 60-х.

Что же можно сказать об интернет-журналистике? Я возлагаю большие надежды на то, что падение себестоимости слова приведет к снижению его продажности. Теперь, когда информации стало много, публике приходится ставить немыслимые фильтры для того, чтобы получить ее максимально неискривленную и своевременную. Надеюсь, что сразу после адаптированности под поисковые системы следующим критерием при выборе источников станет их незаангажированность. Ведь на публикацию теперь можно не тратить деньги. А зарабатывать – на рекламе на своих страничках.

Искрометная, живая, опасная, взрывная гонзо-журналистика, представленная господином Хантером Томпсоном, вовсю практикуется в интернете. То, что ранее шокировало, теперь единственное, что может возбудить интерес. Для того чтобы рассказать о событии, его необходимо сотворить собственными руками. Веб 2.0. позволяет обывателю ощутить в себе божественное начало: я создаю, я передаю, я показываю. И плевать, что на фотографии запечатлено три руки, половина лица, чья-то спина, кузов автомобиля с номером четко и на переднем плане, а снять автор на самом пытался красивый закат на море. Да, идея о разрешении на приобретение профессиональных фотокамер кажется мне гениальной.

Сегодня я чувствую полную бесперспективность своей профессии. Журналистов скоро разжалуют в придворные писари. Профессия, от которой раньше веяло романтикой, сегодня откровенно попахивает красной икрой и заморским шмурдяком. Подобно раку, она съедает и себя, и общество изнутри. Ведь всем и так все стало известно, чего же боле?

Знаешь, читатель, что больше всего меня смущает? Веб 2.0 чертовски объективна, бесчувственна, динамична, описательна и информативна. Именно такой должна быть журналистика. Журналистика же наоборот стала сентиментальной, спорной, субъективной, завязанной на персоналиях. И ни та, ни другая, не выполняют обязанностей, возложенных на них обществом.

Вот поэтому мне так запомнилась девочка с блокнотом у родника на Ички-даге. Она не берется выступать первоисточником. Ее волнуют ее ощущения, ее переживания, ее окружение. Она не путает причину и следствие, и ее мысли и слова нужны ей для собственного переживания и развития, а не для информирования общества. У нее другая в нем роль.

Мне кажется, что пора вернуть цензуру. И выдавать разрешение на использование технологии веб 2.0. также строго, как и на ношение огнестрельного оружия. Ведь слово, как известно, может и ранить, и убить.

2 комментария:

  1. "Я возлагаю большие надежды на то, что падение себестоимости слова приведет к снижению его продажности", - отлично сказано!

    А еще лицензию надо выдавать на использование Фотошопа. Это так, к слову.

    ОтветитьУдалить
  2. ага. или чтоб без лицензии были доступны только определенные функции, а после обработки автоматически добавлялась надпись: "осторожно, бездарность". и еще чтоб обработанные изображения нельзя было показывать в местах скопления людей... а за нелицензионное использование - казнь на месте без суда и следствия. Нефиг всяким сантехникам в дизайнеры рядиться, а то некому будет унитазы чинить.

    ОтветитьУдалить